 Как известно, в якутском традиционном философско-религиозном мировоззрении психофизической основой сущности вполне здорового человека выступает триединая система трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Все эти три кут взаимодействуют между собой, физическим телом и окружающим миром посредством энергетической составляющей – «сүр». Большинство авторов, как среди этнографов, так и современных ученых-исследователей единогласно считают, что ийэ кут – является главной кут среди трех кут. Вместе с тем, за концептами салгын кут и буор кут закреплены важные жизнеобеспечивающие функции живого человека в воплощенном состоянии на Земле.
В настоящей работе на основе исследований ученых, народных эпосов, а также материалов, собранных приезжими краеведами, проведен семантический анализ свойств, отражаемых понятиями «салгын кут», «буор кут». Найдены смысловые параллели с хорошо известным в настоящее время учением Агни Йоги. Как установили авторы, в Агни Йоге для описания и объяснения проявлений человека, применяются соответствующие понятия, структурирующие психо-физическую деятельность человека. А именно, исследованы понятия «эфирного тела» и «астрального тела» в рамках Агни Йоги. Учение Агни Йоги вышло на русском языке в 1924-1938 годах, благодаря трудам Рерих Елены Ивановны. В работе найдены смысловые связи между категориями «буор кут» и «эфирное тело», а также между понятиями «салгын кут» и «астральное тело», в которых установлены их аналогичные свойства по отношению ко многим процессам и объектам духовно-материального мировоззрения, в соответствии с видением обеих религиозно-философских систем. Выявление общих семантических параллелей в культурно-философском плане является установлением и укреплением культурных связей между русским народом и народом саха.
|